Модель Роупер Логан Тайэрни

Модель Н. Роупер , предложенная в 1976 г., дополненная в 80-е годы В. Логан и А. Тайэрни, была построена на достижениях в области физиологии, психологии сестринского дела. В ней так же, как и в модели В. Хендерсон, использован определённый перечень потребностей, присущих всем людям. Они считают, что сестра должна сосредоточить своё внимание на наблюдаемых сторонах поведения человека, а оценка успешности сестринской деятельности основывается на видимых измеряемых и поддающихся оценке результатах.

Основные положения модели Н. Роупер, В. Логан и А. Тайэрни

Рассматривая человека как объект сестринской деятельности, Н. Роупер впервые установила 16 видов повседневной жизнедеятельности (фундаментальных потребностей), причём часть из них необходима для поддержания самой жизни, другие же, являясь необходимыми для повседневной жизнедеятельности, влияют на её качество. Впоследствии авторы модели сократили этот список до 12 проявлений жизнедеятельности, которые являются потребностями человека. Часть из них имеет биологическую основу, другие - культурную и социальную. Степень удовлетворения тех или иных проявлений жизнедеятельности зависит от возраста человека, его социального статуса и культурного уровня.

Модель Роупер Логан Тайэрни, проявления повседневной жизнедеятельности по Н. Роупер
Таблица. Проявления повседневной жизнедеятельности по Н. Роупер


Проявления повседневной жизнедеятельности
1. Поддержание безопасности окружающей среды (функции самосохранения).
2. Общение.
3. Дыхание.
4. Питание и питьё.
5. Выведение продуктов жизнедеятельности.
6. Соблюдение правил личной гигиены.
7. Регулирование температуры тела.
8. Двигательная активность.
9. Работа и досуг.
10. Секс.
11. Сон.
12. Умирание.
Источник проблем пациента. Авторы данной модели указывают 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе:
- инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических функций;
- патологические и дегенеративные изменения в тканях;
- несчастный случай;
- инфекционное заболевание;
- последствие влияния физических, психологических и социальных факторов окружающей среды.
Эти факторы могут сделать человека частично или полностью зависимым.
Направленность сестринского вмешательства. По данной модели сестра совместно с пациентом последовательно оценивает его возможности в удовлетворении 12 потребностей, устанавливая действительные и потенциальные проблемы пациента. Эта модель предусматривает непрерывное проведение оценки удовлетворения потребностей.
Цель ухода. Планирование сестринского ухода фактически начинается с первичной оценки состояния пациента, когда совместно с ним сестра определяет цели ухода. В дальнейшем сестра определяет средства для осуществления конкретных вмешательств.
Сестринское вмешательство. После того как сестра обсудила с пациентом цель ухода, она выбирает способы вмешательства, направленные на удовлетворение потребностей. Это может быть расширение степени подвижности, уменьшение тревоги, обучение навыкам общения, умывания, одевания и т.п.
Оценка качества и результатов ухода. Критериями оценки качества и результатов ухода должна быть степень удовлетворения каждой потребности (а они все поддаются наблюдению) в соответствии с поставленными целями. Если желаемый результат не достигнут, сестра совместно с пациентом пересматривает и цели, и предпринятые ранее вмешательства.
Роль сестры. Роль сестры в системе здравоохранения авторы видят как независимую, зависимую и взаимозависимую. Независимая роль заключается в оценке (совместно с пациентом) его состояния, планировании, осуществлении сестринских вмешательств и оценке результатов предоставленного ухода. Зависимая роль - помощь врачам при выполнении тех или иных процедур, а также назначений лечащего врача. Взаимозависимая роль - работа в составе бригады с другими специалистами.

Применение модели Н. Роупер, В. Логан и А. Тайэрни в сестринском процессе

Модели Н. Роупер, В. Логан, А. Тайэрни применяют в сестринском процессе. При первичной оценке медицинская сестра должна собрать данные о жизнедеятельности (потребности) пациента. Затем для каждого из них она устанавливает:
- что в обычной ситуации пациент выполняет нормально, без затруднений;
- что пациент может делать в настоящее время;
- какие действительные проблемы существуют в настоящее время;
- какие потенциальные проблемы могут появиться.
При планировании ухода сестра записывает как действительные, так и потенциальные проблемы, цели ухода и сестринские вмешательства, которые будут предприняты.
Сестринские вмешательства должны:
- предупредить развитие потенциальных проблем;
- снять (уменьшить) тревогу пациента;
- предоставить пациенту возможность обращаться за помощью и принимать её для повседневной жизнедеятельности;
- помочь решить действительные проблемы.
При проведении итоговой оценки сестра устанавливает, насколько достигнуты первоначально поставленные цели, а также насколько полезной и эффективной оказалась данная модель сестринского дела.

 
Сестринское дело © 2010-2016 Все права защищены. При копировании статьи ссылка на сайт обязательна. Информация строго ознакомительная!